Путь героя

П. С. Вообще эта статья есть у меня на фикбуке (хотя и в интернете есть, но здесь есть немного моих дополнений и разъяснений), но думаю и здесь она будет полезна, ибо она является кратким содержанием книги Джозефа Кембела "Тысячеликий герой". Особенно поможет, если вы пишите историю, но потеряли нить или не знаете как продолжить. "Сама книга, которая использовалась для создания этой статьи очень объемная и, что еще важнее, очень сложна для понимания. Чтобы понять эту книгу, нужно перечитывать ее несколько раз. Она как энциклопедия для писателя. Она как Библия, должна лежать на столе у каждого. Это не пособие для начинающих писателей. Нет. Сам автор — коллега психолога Карла Густава Юнга, который выдвинул теорию «коллективного бессознательного». Он считал, в голове каждого человека содержатся архетипы. Сам автор, Джозеф Кэмпбелл, в своей книге «Тысячеликий герой» рассуждал о мифах. Да, именно о мифах. И в результате он пришел к выводу, что любая хорошая история (или любой миф), состоит из 17 элементов, умещающихся в трёх фазах. P.S. [мои размышления] Само название книги «Тысячеликий герой», говорит нам о том, что не имеет значения кем является герой: бандит, рыцарь, дровосек или ребенок, это все не важно. Любой герой проходит одни и те же стадии развития и не важно кем он является. Краткое содержание фаз: — отчуждение — герой покидает родной дом и добирается до границы обычного и неизведанного мира; — инициация — преодолев сопротивление «привратников» на границе миров, герой путешествует по «волшебному» миру, побеждает всех врагов, отгадывает все загадки и завладевает главным сокровищем; — возвращение — герой решает вернуться в родной дом, чтобы поделиться сокровищем с родными. В первой фазе главным образом происходит знакомство читателей с героем и его подготовка к основной части сюжета. Однако, хоть эта фаза и не является самой объемной частью в сюжете, но она служит фундаментом истории. На плохом фундаменте много не построишь. Помните. 1. ЗОВ К СТРАНСТВИЯМ Все просто. Герой понимает, что пора «отправиться в путешествие». То есть герой попадает в такие обстоятельства, которые заставляют измениться и начать действовать. 2. ОТВЕРЖЕНИЕ ЗОВА Важный пункт, который нужно понять. Герой не хочет изменяться и действовать. Он хочет оставить все как есть, то есть происходит отвержение зова. Однако обстоятельства таковы, что герою приходится действовать. P.S. [мое мнение]важно отметить то, что в реальной жизни отвержение зова происходит намного чаще, чем в мифах и в другой любой художественной литературе. [Важно!] Запомните кто такой герой раз и навсегда: Герой обладает силой воли. Простое правило, но его важно знать и что важнее: понимать. 3. СВЕРХЪЕСТЕСТВЕННОЕ ПОКРОВИТЕЛЬСТВО Герой собирается в путешествие, а в этом ему помогает покровитель. Это может быть человек: мудрец, отец, друг и тд. Это может быть идея: страной правит народ, страной должна править только богатая элита, смысла в жизни нет, жизнь это цветочки и радуга. И этот покровитель наставляет героя. Он может приказать, попросить, но важно то, что имеет какое-то знание, которое герой не имеет. Короче говоря, помощник. 4. ПРЕОДОЛЕНИЕ ПЕРВОГО ПОРОГА Это тот момент, точка не возврата. То есть герой должен пересечь границу между своим безопасным мирком и миром приключений. На этой границе стоит «Привратник», который подвергает героя к испытанию. Если герой проходит, то он помогает, если нет, то может и пинка дать. 5. «ВО ЧРЕВЕ КИТА» Последний важный, но сложный для понимания пункт. Часто мифических героев проглатывают огромные звери или рыбы. В брюхе зверя герой обнаруживает нечто ценное, например, целый мир с лесами и реками, полями и городами, либо просто полезный артефакт, после чего разрубает брюхо зверя и освобождается, к удивлению односельчан, заочно похоронивших его. Итак, в конце первой фазы герой переживает «ложную смерть», в результате наступает окончательный разрыв с обыденным прошлым. Вторая фаза посвящена «прокачке». Это странствия в волшебном мире, уже с действительно серьёзными опасностями. Она содержит 6 элементов. 6. ПУТЬ ИСПЫТАНИЙ Первые испытания и столкновения. Именно в этом пункте герой впервые сражается один на один без посторонней помощи. В этом пункте становятся ясны сильные и слабые стороны героя. (Что делает его многограннее, а значит читатель уже верит в него.) 7. ВСТРЕЧА С БОГИНЕЙ Последнее испытание героя, в результате которого герой хочет заслужить благо любви. Это может быть любовь женщины, матери, отца, народа и так далее. Любовь присуща человеку и самой жизни, а потому без нее не обойтись. Даже если вы пишите детективный роман, то ветка любви сделает еще живее и добавит больше красок истории, а также раскрасит и самого героя. Все станет только интереснее в умелых руках автора. 8. ЖЕНЩИНА КАК ИСКУСИТЕЛЬНИЦА Не стоит понимать это так буквально. Слово «женщина» возьмем в кавычки, потому что здесь важен не объект, а цель пункта. На этом этапе герой становится лицом к лицу со своими тайными желаниями, которые могут помешать ему выполнить свою важную миссию. В древних мифах искусительницей обычно бывает женщина, например Медуза Горгона — очень яркий пример. Да и не только. Важно то, что искушением может быть власть, деньги и так далее. 9. ПРИМИРЕНИЕ С ОТЦОМ Кэмпбелл был неофрейдистом и рассматривал мифы как аллегорию взросления, поэтому считал, что кульминация пути героя символизирует момент в жизни, когда сын становится равен отцу и преодолевает эдипов комплекс. Сам Кэмпбелл пишет, что речь идёт о приобретении контроля над самой страшной силой в жизни героя, и символизировать её может любой персонаж или предмет, обладающий властью над жизнью и смертью. Проще говоря, если в начале пути герой был нубом, то в момент кульминации герой уже обладает этой «страшной силой». Вспомните, например фильм «Стражи галактики 2» [спойлеры!], там, главный герой в момент кульминации становится по силе равен отцу, (а отец — Бог), а когда герой узнает, что тот убил, что ли его мать (или не помог ей), то этот момент можно рассматривать как эдипов комплекс, в результате чего происходит открытое противостояние отца и сына. 10. АПОФЕОЗ После долгих изнурительных битв герой, наконец, может отдохнуть. Например в аниме и манге «Жизнь в другом мире с нуля» [спойлеры!], в конце, когда главный злодей Петельгейзе побежден (да, я знаю, что главный злодей вовсе не Петельгейзе, а Ведьма, но мы говорим про сюжетного антагониста, то есть про того, кто непосредственно участвует в развитии сюжета, а не остается за кадром.) и тогда, как мы помним, Нацуки берет за за руку Эмилию и аля хороший конец. Вот он — апофеоз. Битва закончилась и герой, наконец, может остаться наедине со своей возлюбленной. (Важно понимать, что Эмилия играет роль награды и основного мотива героя на протяжении всей истории.) 11. ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ В КОНЦЕ ПУТИ Часто то, ради чего затевалось путешествие, выражено материально: меч, склянка с эликсиром, растение и так далее. Или, как говорилось ранее, может быть выражено возлюбленной. Путь домой. В конце второй фазы и в начале третьей герой становится владельцем двух миров. Первый мир — мир простого смертного, где обитал герой, а второй, это тот мир опасностей, которые страшны для простого смертного и незаметны для героя. 12. ОТКАЗ ОТ ВОЗВРАЩЕНИЯ Когда герой, завладев сокровищем, отказывается уходить из «второго мира». Соблазн слишком велик. Герою незачем возвращаться домой, однако… 13. ВОЛШЕБНОЕ БЕГСТВО Этап, более всего характерный для сказок, когда герой, завладев артефактом в замке тёмного властелина, бежит обратно, чудовища преследуют его, а добрые волшебники помогают спастись. 14. СПАСЕНИЕ ИЗВНЕ Силы добра, помогавшие герою на пути к сокровищу, оставляют его в самый трудный момент — в момент решающего сражения, ведь что это был бы за подвиг, если бы за героя его совершили боги? Но как только последнее испытание состоялось, силы добра могут развернуть спасательную операцию и быстро эвакуировать героя с места событий. Короче: герой побеждает босса, и волшебники спасают его. 15. ПЕРЕСЕЧЕНИЕ ПОРОГА В МИР ПОВСЕДНЕВНОСТИ Герою очень сложно адаптироваться на старом месте. Ведь он уже не простой смертный, а победитель. Он уже не тот кто раньше. Яркий пример — герой был обычным рабочим, его посадили в тюрьму (мир опасностей и волшебства), а вернувшись на родину герой уже не тот, кем был раньше. Теперь он спокойно живет в двух мирах, однако на родине, по традиции, не принимают бывших заключенных. Вполне реальный, жизненный и яркий пример. 16 И 17 ЭЛЕМЕНТЫ НАЗЫВАЮТСЯ В КНИГЕ КЭМПБЕЛЛА «ВЛАСТЕЛИН ДВУХ МИРОВ» И «СВОБОДА ЖИТЬ» Речь идет о счастливой жизни героя среди людей. Он может в любую секунду сходить на прогулку в мир волшебный, всё равно что из дома в сад. В его жизни нет суеты и лихорадочных планов, он живёт настоящей минутой и находится в полной гармонии с собой. Это счастливый конец, классическое «и стали они жить-поживать…» На этом все, и помните: Путь Героини отличается от пути Героя."
1

Отзывы 2

Татьяна Бессонная 08 февр. 2019

А ещё есть очень классные "Анатомия истории" Джона Труби и "Как написать гениальный роман" Джеймса Фрэя) Отличнейшие вещи, всем настоятельно рекомендую) 

Kick me please

к тому же Роберт Маки "История на миллион долларов" уже давно эталоном считается

Kick me please 10 февр. 2019

Самая главная суть книги не в том, ЧТО (потому что все сюжеты однообразны и герой (ТЫСЯЧЕЛИКИЙ проходит один и тот же путь), а то КАК он проходит.

Оставить отзыв

Войдите или зарегистрируйтесь что-бы оставить отзыв.